Иксодовые клещи — паразиты и переносчики инфекций
Тепловая устойчивость
Данных о верхних границах жизни клещей значительно меньше, чем об их холодостойкости. Для оценки термоустойчивости иксодид использовали две методики: определение процента гибели клещей при содержании их в течение нескольких часов или суток в сублетальных температурах или же гибели 50 и 100 % клещей при кратковременных экспозициях при температурах, близких к летальным.
Пользуясь первым методом для 7 видов, находившихся при 42, 44 и 46 °С, был установлен следующий ряд термоустойчивости (по степени убывания): Н. plumbeum, Н. detritum, D. marginatus, D. niveus, D. nuttalli, D. reticulatus, I. ricinus. Во всех случаях устойчивость имаго была максимальной, а личинок — минимальной, у напитавшихся особей больше, чем у голодных, у длительно голодавших клещей меньше, чем у недавно перелинявших. Сходный ряд был получен в специальных опытах с личинками голодных Н. detritum, D. sinicus, D. silvarum, H. bispinosa, H. hystricis, В. microplus. Была установлена зависимость термостабильности клещей от температурных условий их местообитаний (Chiang Tsaichie, 1973).
При кратковременных воздействиях высоких температур (Галузо, 1947) напитавшиеся самки Н. detritum погибали при 52—57 °С, голодные взрослые — при 50—56 °С и личинки — при 50—55 °С. У Н. anatolicum в аналогичных условиях напитавшиеся самки, нимфы и личинки гибли при 40 °С, голодные нимфы и взрослые — при 50—55 °С и голодные личинки — при 45—50 °С.
В наших опытах 100%-ная гибель взрослых особей Н. asiaticum, H. anatolicum и Н. marginatum отмечена после 2-часовой экспозиции при 48—52 °С, у R. turanicus — при 48 °С, у D. marginatus — при 47 °С, у H. sulcata и H. punctata — при 43—44 °С и у обитателей мезофильных лесов умеренной зоны D. reticulatus, 1. ricinus, H. concinna — при 39—41 °С.
Минимальной термоустойчивостью по сравнению с другими фазами жизненного цикла, по-видимому, обладают яйца клещей. В многочисленных опытах по лабораторному культивированию иксодид верхняя температура развития яиц была всего на 1—2 °С ниже летальной. У видов из умеренного климата она варьировала от 28 °С у I. acutitarsus (Kitaoka et al., 1975) до 33 °C у I. persulcatus (Беляева, 1977), составляла 35 "°С у субтропических A. americanun (Koch, Dunn, 1980) и даже 42 °С у В. decoloratus (Londt, 1977). Для яиц Н. detritum и Н. anatolicum этот показатель был около 40 °С (Галузо, 1947).
Из приведенных данных очевидно, что различия по величине верхнего температурного порога жизни между клещами из относительно прохладных мезофильных местообитаний и жарких аридных областей заключены в пределах 10—14 °С. Максимальные значения термостойкости не превышают 48—52 °С и, вероятно, как и у насекомых, не могут превысить близкие показатели температурной устойчивости белков, выше которых происходят их необратимые повреждения и гибель организма. Меньшие, чем в холодостойкости, различия между разными экологическими группами клещей, по-видимому, связаны с необходимостью приспособления всех видов иксодид к существованию на паразитической фазе при температурах 30—40 °С на поверхности тела их теплокровных прокормителей (Балашов, 1989b).
Непаразитические стадии развития избегают чрезмерного перегрева благодаря поведенческим реакциям ухода напитавшихся особей в защищенные от прямого воздействия солнца укрытия в опавших листьях, гниющей растительной подстилке, трещины и щели в почве, в норы животных. У многих видов для голодающих активных особей прослежен суточный ритм активности, предотвращающий неблагоприятные температурные воздействия. Например, в условиях пустыни Каракумы (Балашов, 1960) голодные имаго Н. asiaticum активны на поверхности почвы в утренние и вечерние часы, когда температура не превышает 40—43 °С. В дневные часы не защищенная растительностью поверхность почвы нагревается до 60—70 °С и более, но в это время клещи прячутся в многочисленных норах, ходах и щелях в толще почвы, где температура не поднимается выше 25—30 °С в самые жаркие часы дня.