Бартонеллезы (эритроцитарные «Риккетсиозы»)

Болезнь Карриона

(сип. Carrion disease — англ.; la enfermedad de Carrion — исп.; la maladic de Carrion — франц.; Carionische krankheit — нем.).

Эндемичное для стран Северо-Запада Южной Америки (Перу, Эквадор, Колумбия) заболевание. Как отдельная нозоформа приобрела известность с 1871 г. по значительным вспышкам в Перу, когда заболело и погибло до 7000 рабочих, занятых на строительстве трансандской железной дороги на участке Лима-Оройя.

Возбудитель (Bartonella bacilliformis) впервые описан перуанским врачом Barton'oM в 1905 г.; инфекционная природа болезни и этиологическое тождество двух форм болезни доказано Каррионом в опыте самозаражения за два десятилетия до сообщения Бартона (Schultz, 1968).

Выделяют две формы болезни Карриона: 1) острую, протекающую с высокой температурой, значительной анемией за счет поражения до 90% эритроцитов с летальностью до 10-40%, известную как лихорадка Оройя (Oroyafever); 2) кожную форму, развивающуюся спустя 1-2 мес. после острой фазы болезни с формированием на коже и слизистых оболочках тела сыпи и множественных папул; этот вариант клинического течения получил название перуанская бородавка — verruga peruana. Последняя форма характеризуется нередким формированием узелков неопределенной формы и размера также и в подкожной ткани.

Лихорадка Оройя и перуанская бородавка представляют собой две формы или фазы одной и той же болезни.

И нкубационный период лихорадки в опытах самозаражения находился в пределах 17-21 дня, в естественных условиях, болезнь обусловлена нападением москитов-флеботомусов (Ph. verracarum, Ph. noguchi или Ph. peruensis), что сопровождается острым развитием недомогания и нарастанием анемии, обусловленной разрушением инфицированных эритроцитов. Сопутствующее вовлечение в патологический процесс эндотелиальных клеток сосудистой системы с нарастающим повышением продуктов распада эритроцитов рассматривается как причина внезапного подъема температуры до 39,5-40,0°С, появления озноба, общего недомогания, головной боли, болей в мышцах, суставах, костях. У некоторых больных увеличивается печень, селезенка, лимфатические узлы, развиваются симптомы токсикоза: тошнота, рвота, анорексия. Лихорадочное состояние при благоприятном течении болезни удерживается 5-6 недель с последующим медленным литическим снижением температуры.

Анемия является настолько характерным и выраженным признаком болезни, что отражается на внешнем виде больных появлением бледности, одышки, развитием общей слабости. Содержание гемоглобина падает до 20-30% от исходного уровня и сопровождается повышением СОЭ. При гистологическом исследовании биоптатов печени и селезенки наблюдаются нарушения кровообращения в микрокапиллярной части, инфаркты и мелкие очаги некрозов. При тяжелой анемии до 88% больных погибают на 3-60 дни от начала болезни при отсутствии антибиотикотерапии; полагают, что причиной смерти в 90% острых случаев является вторичная инфекция, обусловленная эндогенными сальмонеллами (Кассирский И. А., Плотников Н. Н., 1960; Schultz, 1968).

Диагноз может быть установлен по клинико-эпидемиологическим данным и подтвержден микроскопическим выявлением бартонелл в мазках крови, окрашенных по Романовскому- Гимза. В обычном световом микроскопе бартонеллы ясно видны в эритроцитах и макрофагальных клетках как яркоокрашенные красные или пурпурные палочки, расположенные в клетках поодиночно или скоплениями (морулы).

Хронизация процесса при отсутствии специфического лечения или вслед за бессимптомной, манифестно не проявившейся первой фазой болезни Карриона, ведет к диссеминированному развитию ангиоэндотелиом и разрастанию прилегающей периваскулярной ткани примерно у 15% заболевших. Формируются многочисленные папулы и узелки на коже, в подкожной клетчатке и на всех слизистых оболочках, включая конъюнктиву глаз, желудок, брюшину и плевру. Эта стадия болезни, известная как перуанская бородавка, нередко сопровождается рецидивом лихорадки, появлением болей в мышцах, суставах, костях; в крови сохраняется анемия. Некротизация папул приводит к их заражению вторичной микрофлорой, что задерживает процесс выздоровления. Обычно папулы и узелковые образования рассасываются спонтанно в течение нескольких недель без образования рубцов.

Болезнь Карриона неконтагиозна, оставляет после себя длительный, очевидно пожизненный иммунитет. Острую форму лихорадки Оройя следует дифференцировать от тропической малярии, желтой лихорадки денге и некоторых других болезней, встречающихся в этом регионе Южной Америки и передающихся человеку с участием комаров.

Лечение весьма эффективно хлорамфениколом или препаратами тетрациклинового ряда.

Страницы:
1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14