Японская пятнистая лихорадка

Эпидемиология.

Пятнистая лихорадка в Японии зарегистрирована только в тех 10 префектурах страны, которые расположены южнее 36 параллели на юго-западе о. Хонсю и островах Сикоку и Кюсю. Заболевания носят спорадический характер, четко приуроченный к сезону активности клещей с апреля по октябрь. Групповых или семейных вспышек не отмечено. В анамнезе больных упоминается посещение бамбукового буша или полевые работы в теплое время года. Многие больные вспоминали факт присасывания клеща в ближайшее к моменту заболевания время. В момент осмотра больных при их обращении за врачебной помощью первичный аффект («струп») на месте присасывания клеща был обнаружен у 25 из 29 обратившихся (89%), что прямо подтверждает факт нападения клеща на больного. Исследование клещей, собранных в эндемичных ареалах, с помощью видоспецифических моноклональных антител против R. japonica, а также методом РСК позволило установить, что, по крайней мере, 6 представителей иксодовых клещей, а именно Dermacentor taiwanensis, Haemaphysalis flava, H. formosensis, H. hystricus, H. longicornis и Ixodes ovatus были инфицированы этиологическими риккетсиями. Из этих видов клещей наиболее часто нападающими на человека являются клещи Н. flava, H. longicornis и I. ovatus (Mahara, 1996). Данные виды клещей наиболее реальные участники распространения и поддержания риккетсий японика в природе и так как их жизненная активность особенно активизируется незадолго и в период появления клинических случаев болезни у людей, они выступают как переносчики данных риккетсий (Mahara, Suto, 1990). Поскольку штамм риккетсий пятнистой лихорадки, аналогичный по своим свойствам R. japonica, был выделен из полевых мышей Apodemus speciosus, то этот вид грызунов рассматривается как кандидат в естественный резервуар возбудителя в природе.

Не исключается распространение возбудителя с участием собак, так как данные виды клещей нападают и на этих животных. Такой вывод основан на наблюдениях, относящихся к эндемичному очагу болезни на о. Сикоку. Так, примерно у 40% собак, обследованных в данном очаге, были найдены в относительно высоких титрах (1:32 +1:256) антитела к новым изолятам риккетсий. У животных, вне области эндемичного очага, частота обнаружения таких антител была в 5 раз реже (Morita et al., 1989). Наличие антител к риккетсиям японика у собак свидетельствует о том, что данный вид животных может играть роль в качестве прокормителя клещей или иных кровососов, выступающих, в свою очередь, в качестве вектора трансмиссии этого возбудителя в природе, аналогично тому, как это четко прослежено для R. conorii в эндемичных очагах марсельской лихорадки, а также в отношении возбудителя пятнистой лихорадки Скалистых гор в США. Дальнейшая расшифровка видов кровососущих и их естественных прокормителей, а также механизма вовлечения в эти взаимоотношения собак или иных теплокровных, в том числе и человека, является предметом ближайших исследований.

Векторными факторами возбудителя в Японии являются шесть видов иксодовых клещей, представляющие три рода членистоногих. Наиболее важными (основными) переносчиками рассматриваются Haemaphysalis longicornis, H. flava и Ixodes ovatus. Возбудитель был выделен в 1998 г. из личинок Н. flava, собранных в бамбуковом лесу, где работал один из заболевших.

С момента открытия японской пятнистой лихорадки — 1984 г. — по 1997 г. в Национальный институт здравоохранения Японии сообщено о 175 заболевших, тогда как лихорадку цуцугамуши в эти годы регистрировали на уровне 500-1000 заболевших ежегодно. Болели люди всех возрастных категорий — от 4 до 78 лет, но 82% больных составляли люди 50-70-летнего возраста (Mahara, 1999).

Страницы:
1 2 3 4 5 6 7