Везикулезный риккетсиоз

Эпидемиология.

Переносчиком и одновременно резервуаром возбудителя служат гамазовые теплолюбивые клещи Liponyssoides (Allodermanyssus) sanguines, они являются типичными паразитами норовых грызунов, заселяющих жилища людей. Постоянно обитая в норах и гнездах домовых мышей (Mus musculus), реже серых крыс (Rattus norvegicus), или в близкорасположенных щелях и трещинах пола, стен и др. укрытиях, клещи контактируют с млекопитающим хозяином норы только в период кровососания. Сеанс насыщения у взрослых клещей длится от 15 минут до 36 часов; остальной жизненный цикл, т. е. кладка яиц, линька и превращение личинок и нимф в последующие стадии, вплоть до взрослого состояния (имаго), совершается вне тела прокормителя, в пределах убежища (Киселев Р. И., 1952; Eustis a. Fuller, 1952). При отсутствии прокормителя-мыши и обилии клещей, последние покидают место обитания и охотно нападают на человека, особенно спящего. Для данного вида клещей характерен отрицательный фототаксис и поэтому они нападают в темноте. Вследствие небольших размеров (голодная самка примерно 0,75 мм; напитавшаяся увеличивается до 1,0-1,6 мм), безболезненности укуса и относительно кратковременности сеанса насыщения человек не ощущает нападения клеща. Кровососание у нимф и взрослых особей данного вида клещей, в отличие от иксодовых, длится на человеке 15-90 минут (Киселев Р. И., 1954; Леви М. И. и др., 1954) и проходит незамеченным даже у бодрствующих людей. После насыщения клещ становится малоподвижным, а его объем настолько увеличивается, что он может лопнуть от случайного соприкосновения с бельем или складкой одежды или изменением положения тела человека (Леви М. И., Кислякова Л. Н., 1954). Клещи данного вида могут переносить голодание до 2-х месяцев, но в поисках источников питания не проявляют стремления к миграции на далекое расстояние, за пределы квартиры, дома, отдельного здания. В популяции клещей возбудитель поддерживается путем трансовариальной и трансстадийной передачи, не оказывая заметного влияния на жизненный цикл переносчика. Таким образом, возникшее сообщество: популяция домовых мышей — клещи — возбудитель — может при благоприятных условиях существовать неопределенно долго, формируя стойкий источник возможного заболевания, до тех пор, пока не будет разрушен какой-либо член экологической цепи или не будет уничтожена вся цепочка.

Соответственно, вместе с ними обитают и клещи-гамазоиды. Отсюда вытекает важнейшая эпидемиологическая особенность везикулезного риккетсиоза, отличающая его от других пятнистых лихорадок риккетсиозной этиологии. Для него характерна городская заболеваемость, проявляющаяся привязанностью болезни исключительно к крупным городам с высокой численностью населения, а внутри них — к отдельным наиболее плотнозаселенным районам, часто с недостаточными санитарно-гигиеническими условиями жизни. Именно последнее способствует обитанию и размножению грызунов, что, в свою очередь, создает условия для роста и увеличения популяций клещей. Более того, в пределах таких районов характерна «очаговость» заболеваемости, т. е. возникновение повторных заболеваний в одних и тех же домах, квартирах или помещениях общественно-культурного предназначения (театры, кинотеатры и т. п. ), что особенно выявлялось при многолетнем наблюдении за одним и тем же очагом (Киселев Р. И., 1964).

Теплолюбивый характер клещей и возможность осуществления ими своего жизненного цикла в жилье человека практически в течение всего года предопредилили отсутствие выраженной сезонности болезни, столь характерной для остальных клещевых риккетсиозов и сыпного тифа. По сводным наблюдениям И. Р. Дробинского (1962), охватывающим 708 случаев болезни в г. Донецке за 1949-1954 гг., заболеваемость регистрировали в течение всего года с января по декабрь с небольшим подъемом (до 13,2-16,8% от общегодовой) в мае-августе месяце и меньшей (3,2-9,1%), против среднего годового уровня, заболеваемостью в остальные месяцы года, т. е. с сентября по апрель. Заметной эпидемиологической особенностью везикулезного риккетсиоза является также его стойкая приуроченность к одному и тому же очагу, что выражалось в появлении данного заболевания у других людей в той же самой квартире, доме или учреждении, в котором ранее регистрировался первый случай болезни. Данное своеобразие риккетсиозной оспы особенно четко проявляется при отсутствии дератизационно-дезинсекционных мероприятий в очаге. Одной из отличительных особенностей эпидемиологического плана является также то, что заболевания везикулезным риккетсиозом носили, как правило, одиночный характер. Групповые случаи болезни (2-3 чел.) отмечались крайне редко и были обусловлены либо общим источником заражения аэрогенного характера (заражение инфицированной пылью) или же случайным одновременным появлением в очаге риккетсиоза нескольких людей, ранее не проживавших и не работавших в нем.

Передача инфекции от больного человека здоровым лицам в окружении больного или ухаживающему персоналу не зарегистрирована, в противоположность аэрогенному заражению за счет фекалий инфицированных клещей.

Повторные случаи заболевания риккетсиозной оспой не зарегистрированы. Иммунитет после болезни сохраняется не менее 16 лет (Wong et al., 1979).

Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8