А.Д. Аммосов. Клещевой энцефалит. Кольцово. 2002г.
9. Заключение
Природно-очаговая нейровирусная инфекция клещевого энцефалита распространена по всей умеренно-климатической лесной и лесостепной зоне Евразийского континента и за его пределами, от японского острова Хоккайдо на востоке и до островов Великобритании на западе. Однако, наиболее высокоэндемичными по клещевому энцефалиту территориями являются Уральский, Сибирский и Дальневосточный регионы Российской Федерации. На южном и среднем Урале, юге Западной Сибири установлена наиболее высокая распространенность инфекции. На Дальнем Востоке клещевой энцефалит протекает в более тяжелой форме с частыми летальными исходами, а на юге Восточной Сибири наравне с высокой распространенностью инфекции характерна ее частая хронизация. Сезонное заболевание весенне-летнего энцефалита повсюду распространяется носителями вируса в природе — иксодовыми клещами. На европейской части территории основным носителем вируса является лесной клещ I. ricinus, а на азиатской части ареала — таежно-луговой клещ I. persulcatus.
На основании анализа многолетних клинических данных, полученных в своей работе по лечению больных клещевым энцефалитом, а также с учетом результатов многочисленных работ по повсеместному изучению особенностей этой нейроинфекции в течение десятилетий другими врачами, А.П. Иерусалимский приходит к заключению о том, что различия клиники клещевого энцефалита в разных отдаленных географических районах его ареала, различия клиники, связанные с особенностями ландшафта в близлежащих районах и изменение клиники заболевания в одном очаге с течением времени отражают собой единый процесс — эволюцию природно-очаговой инфекции.
Молекулярно-генетическое изучение ВКЭ показало гетерогенность и изменчивость вирусного генома. Широкая гетерогенность первичной структуры генома ВКЭ поддерживается пассированием вируса через организм членистоногих в процессе естественной циркуляции вируса по схеме клещ–животное-прокормитель–клещ. С гетерогенностью вирусного генома связана неоднородная антигенная структура клещевого пула вируса в природном очаге инфекции. Штаммы вируса внутри каждого очага отличаются инфекционными, иммуногенными и иммуно- и нейропатогенными свойствами. И, как следствие, повсеместно наблюдается широкое разнообразие форм и клинических проявлений острого клещевого энцефалита: от латентных, субклинических, умеренных лихорадочных, менингеальных и до менингоэнцефалитических и полиомиелитических очаговых тяжелых форм энцефалита, а в некоторых местах — еще с развитием клинической инфекции с двухволновой лихорадкой. В то же время результаты широких молекулярно-эпидемиологических и серологических исследований инфекции показали наличие различных генотипов и соответствующих антигенных серотипов ВКЭ на удаленных друг от друга обширных территориях. Таким образом, достоверные отличительные особенности в клинических проявлениях инфекции, в тяжести ее протекания, ее хронизации и др. между различными удаленными друг от друга эндемичными регионами могли быть связаны с наличием эволюционных генотипических отличий возбудителя инфекции на фоне природно-очаговых особенностей клещевого пула вируса на территории.
Изучение доменных объемно-структурных и антигенно-эпитопных свойств поверхностного белка Е ВКЭ с применением рентгеноструктурных и МКА-исследований, идентификация специфических детерминант вирулентности с помощью сайт-направленных мутаций в гене Е в инфекционных кДНК клонах в эксперименте показали исключительно большую роль белка Е, как в определении клеточного тропизма, способности к индукции нейтрализующих и элиминирующих вирус из организма антител, так и в определении нейропатогенных свойств вируса. Применение технологии клонирования инфекционных кДНК в эксперименте для картирования детерминант нейроинвазивности и нейровирулентности ВКЭ на поверхности белка Е раскрывает молекулярные основы нейропатогенных свойств флавивирусов.
Изучение молекулярной биологии ВКЭ, выявление молекулярно-генетической гетерогенности клещевого пула вируса и его соответствующих патегенетических свойств, их изменчивости в результате пассирования вируса в клещах — носителях вируса и через позвоночных прокормителей инфицированного вирусом клеща, экспериментальное молекулярно-биологическое изучение мутационной природы изменчивости патогенетических свойств ВКЭ позволяют предполагать, что выявленная эволюция клинических особенностей инфекции клещевого энцефалита связана, прежде всего, с эволюцией генома ее возбудителя и соответствующей антигенной структуры, иммуногенных свойств ВКЭ под воздействием быстро изменяющихся природных условий в антропургических очагах инфекции клещевого энцефалита.
В настоящее время явно отстает клиническое и экспериментальное исследование патогенеза ВКЭ-инфекции с применением современных лабораторных молекулярно-биологических, серологических и клинических иммунометрических методов. До сих пор нет результатов измерения динамики вирусологических антигенных, генетических и иммунологических маркеров с генотипированием иммуноцитов пациента в ходе инфекции, с одновременным прослеживанием индукции иммунорегуляторных цитокинов, интерлейкинов и других воспалительных и апоптозных медиаторов цитолиза инфицированных клеток и некроза тканей. Вследствие этого в литературе имеются только разрозненные отдельные сведения о репликативной, персистентной и интегративной инфекции, процессах иммуно- и нейропатологии, клеточно-гуморальном защитном иммунитете, об ассоциативных наследственных факторах и о стадиях острой и хронической ВКЭ-инфекции. Для составления единого вирусоиммуногенетического представления о патогенезе клещевого энцефалита прежде всего недостаточно информации о механизме персистентной инфекции. По-видимому, именно условия персистентной инфекции обеспечивают взаимную адаптацию вируса и макроорганизма на длительное сосуществование, переведя быструю репликативную инфекцию воспроизводства полноценного вируса на медленную персистентную инфекцию с продукцией дефектных интерферирующих вирусных частиц при условии длительной сохранности вирусного генома в инфицированной клетке и реализации механизма иммунной толерантности макроорганизма. Возможно, за перевод репликативной инфекции в режим персистентной инфекции ответственен еще не изученный участок клеточного генома человека, аналогичный локусу Flv у мыши, резистентной к флавивирусной инфекции.
Для решения практической задачи клинического прогноза развития и исхода инфекции клещевого энцефалита представляется целесообразным проведение широких лабораторных исследований комплекса вирусологических, иммунологических и бихимических маркеров инфекции в динамике с применением новых методов ИФА и ПЦР-анализа, клинической иммунологии и биохимии. В результате могут быть установлены общие закономерности изменения маркеров инфекции и сформулирован оптимальный алгоритм развития последовательных стадий острой циклической инфекции клещевого энцефалита с учетом ее клинических особенностей. В дальнейшем, при комплексном лабораторном обследовании каждого пациента существенные отклонения или тенденции к отклонению динамических параметров основных маркеров в ходе инфекции от соответствующих характеристик оптимального алгоритма могут быть расшифрованы как вероятные предикторы необратимого осложнения острой инфекции или прогредиентного течения инфекции, ведущей к хроническому энцефалиту у больного.
Применение тест-систем ИФА и ПЦР-анализа соответствующих лабораторных маркеров клещевого энцефалита в настоящее время позволяет успешно разрешить задачи дифференциальной диагностики ВКЭ-инфекции. Методы ИФА-диагностики также могут быть использованы для изучения эффективности курса этиотропного лечения, скрининга населения с целью выявления лиц с иммунным статусом, не восприимчивых
к ВКЭ-инфекции, и не нуждающихся в этиотропной профилактике. Средства пассивной и активной профилактики клещевого энцефалита, разработанные в России до сих пор, по своим качествам не отвечают полностью высоким требованиям, предъявляемым к ним в настоящее время. Работы по усовершенствованию технологии изготовления, поискам новых средств профилактики и лечения клещевого энцефалита продолжаются очень медленными темпами.
Финансовый аспект проблемы защиты от клещевого энцефалита для работающей части населения сегодня решается со стороны работодателей. Для остальной части населения предварительная активная вакцинопрофилактика и пассивная, экстренная серопрофилактика укушенных клещом от клещевого энцефалита может проводиться, в основном, за счет местных и централизованных бюджетных средств.
Растущая год от года заболеваемость клещевым энцефалитом, частые случаи тяжелого течения болезни и смертельные исходы при этом, постоянный рост числа инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями с неизлеченным хроническим энцефалитом в России говорят о том, что до сих наше общество и государство не прилагают адекватных усилий для разрешения проблемы клещевого энцефалита в стране.
Комментариев 39