Эрлихиозы (лейкоцитарные риккетсиозы)


Эпидемиология.

Существование и распространение возбудителей моноцитарного и гранулоцитарного эрлихиозов человека тесно связано с иксодовыми клещами и их естественными прокормителями; природный же цикл возбудителей лихорадки сеннетсу до настоящего времени не выяснен. Совершенно четко установлено, что последнее заболевание встречается только в ограниченном островами Кюсю и Сикоко ареале на крайнем юге Японии, оно ассоциировано с употреблением в пищу термически не обработанной рыбы и предположительно обусловлено моллюсками, паразитирующими на некоторых видах рыб в прибрежных водах. Выделение Е. sennetsu из другого, нежели больной человек, источника, по-прежнему не документировано.

Возбудитель моноцитарного эрлихиоза, помимо крови и организмов умершего от данной болезни человека, был обнаружен в двух 1 видах иксодовых клещей — Ambliomma americanum и Dermacentor variabilis (американский уединенный звездчатый и собачий клещ, соответственно). Эти виды клещей широко распространены на территории США, и основными прокормителями для них являются белохвостые олени и собаки, которые весьма чувствительны к экспериментальному заражению Е. chaffeensis. Эрлихемия у животных сохраняется в течение нескольких недель, и в этот период они становятся источником инфекции для ранее интактных клещей на всех стадиях их развития — от личинки до имаго (Ewing et al., 1995). Предполагается трансовариальная передача эрлихий и распространение их в природном цикле взрослыми клещами с участием оленей, собак и мелких грызунов (Walker D., Dumler, 1996). Исследованием сывороток крови оленей, лис, енотов, диких кроликов, полевок и других мышевидных грызунов на наличие антител к Е. chaffeensis установлено, что все мелкие грызуны были серонегативны, тогда как 32,0-75,8% сывороток более крупных вышеперечисленных животных содержали специфические антитела в титрах 1:128-1:8192 (Dawson a. Olson, 1992).

Несомненно, что активация клещей с наступлением более теплого времени года и возрастание возможности контакта человека с клещами в этот же период определяют такие эпидемиологические особенности моноцитарного эрлихиоза, как сезонность болезни: апрель-сентябрь, с пиком (66% всех случаев) в мае-июле, привязанность к проживанию в сельской местности (66%) и указание в анамнезе заболевших на контакт с клещем или его присасывание (83%) за 1-3 недели до появления болезни. Большинство случаев на территории США отмечены в ареалах обитания клещей A. americanum, некоторые — в ареале D. variabilis. Первые случаи моноцитарного эрлихиоза, зарегистрированною в Пермской области, связаны с заражением людей после присасывания таежных клещей. Поскольку удалось обнаружить в этих клещах Е. muris, которые в НРИФ дают перекрестные реакции с другими моноцитарными эрлихиями, весьма вероятно, что именно эти эрлихий были этиологическим агентом заболевания эрлихиозом людей в этом регионе (Воробьева Н. Н., 2000).

Методом ПЦР эрлихий были обнаружены во взрослых клещах (но не в нимфах) A. americanum, собранных в штатах Миссури, Северная Каролина, Кентукки и Нью-Джерси. Единственный положительный по ПЦР-реакции на Е. chaffeensis, клещ D. variabilis был выявлен в штате Арканзас. Установлено, что заклещевленность белохвостых оленей и уровень сероположительных к Е. chaffeensis ответов у данного вида животных в период 1983-1990 гг. возрастали одновременно и достигли 100% к концу наблюдения. Очевидно, что олени, собаки и грызуны служат природным резервуаром Е. chaffeensis, a A. americanum — основным вектором их распространения. Личинки и нимфы приобретают эрлихий при кормлении на инфицированных оленях, сохраняют возбудитель в процессе линьки на следующую стадию развития и передают его интактным животным при очередном кормлении на нимфальной и взрослой стадиях (Ewing et al., 1995).

Жизненный цикл возбудителя гранулоцитарного эрлихиоза — Е. granulocytophila — определяется его привязанностью к другому виду иксодовых клещей, а именно черноногому клещу Ixodes scapularis (dammini) (Reed et al., 1995). Последний нередко заражен возбудителем болезни Лайма или риккетсиями Риккетса, что приводит к двойному инфицированию человека, подвергшегося нападению такого клеща (Sexton et al., 1998). Установлено, что 10-50% данного вида, собранных в штатах Коннектикут и Висконсин, эндемичных по гранулоцитарному эрлихиозу были инфицированы эрлихиями гранулоцитофила, а в слюнных железах напитавшегося клеща, снятого с больного, была обнаружена ДНК, специфическая для данного микроорганизма.

Одним из резервуаров гранулоцитарных эрлихий в природе на юго-западе США, являются, вероятно, лесные крысы Neotoma fuscipies. Их обследованием выявлено наличие 44% сероположительных по РНИФ (титры от 1:16 до 1:8192) особей, тогда как мышей рода Peromyscus всего в 8% случаев. Несколько десятков клещей I. pacificus, собранных на флаг в этой местности, были отрицательны в отношении возбудителя по результатам обследования в ПЦР. Кроме того, серологические и молекулярные доказательства гранулоцитарного эрлихиоза были обнаружены и у мексиканских лесных крыс Neotoma mexicana, отловленных вблизи форта Коллин, штат Колорадо (Nicholson et al., 1999).

В Великобритании в качестве резервуара Е. phagocytophila (granulocytophila) рассматривают косуль — Capreolus capreolus. При обследовании их крови методом И ФА были обнаружены антитела у 58% животных, а по метод}' ПЦР положительными были 38% проб крови и 28% проб селезенок животных. Все клещи, собранные на этом виде животных, были различными стадиями I. ricinus, а их инфицированность эрлихиями соответствовала инфицированности животных. В то же время среди нимф I. ricinus, собранных с растительности, возбудитель был обнаружен всего в 5% клещей (Alberdi et al., 1999).

Помимо оленей, естественными прокормителями клещей I. scapularis служат мелкие дикие грызуны, в частности footed мыши. • Однако их взаимосвязь с возбудителем и роль в трансмиссии гранулоцитарных эрлихий нуждается в уточнении; поскольку в трансмиссии близкородственного (если не идентичного!) вида Е. equi участвуют клещи I. pacificus (штат Калифорния), то ареал распространения гранулоцитарного эрлихиоза в пределах США может быть шире, чем это известно в настоящее время. Большинство зарегистрированных больных приходится на штаты среднего Запада — Висконсин и Миннесота, а также северо-восточные штаты, в частности Нью-Йорк и Коннектикут. Серологические доказательства инфицированности человека возбудителем гранулоцитарного эрлихиоза выявлены также в странах Европы — в Швеции, Норвегии, Швейцарии и Великобритании (Dumler, 1996). В Скандинавии и на северо-западе России в жизненном цикле гранулоцитарных эрлихий учавствуют мигрирующие птицы (Bjoersdorf, 2001) и лесной клещ J. ricinwy (Алексеев А. Н. и др., 2001).

Эпидемиологической особенностью гранулоцитарного эрлихиоза является необычный, двухпиковый характер заболеваемости в течение года. Наиболее значительный пик (май-июнь) связан с активностью нимфальной стадии I. scapularis, тогда как второй пик возникает в октябре, длится до декабря и обусловлен преобладанием в этот период взрослых особей клеща.

Заболеванию обеими нозоформами подвержены люди любого возраста; по неустановленным причинам среди заболевших преобладают мужчины.
Страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9